Самооценки не может быть слишком много, ее может либо быть достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди, не уверенные в себе.
Автор высказывания — писхотерапевт Натаниэль Бранден.
Быстрый поиск в интернете выдал следующую информацию:
Что такое самооценка?
Бранден утверждает, что большинство семей, в которых мы вырастаем, — по сути, дисфункциональны.
Родительское влияние на нашу самооценку очень велико, хотя факторы, от которых она зависит, разнообразны и не сводятся к чему-то одному.
Родители препятствуют нормальному развитию самооценки, когда они
- передают ребенку сообщение о его или ее «недостаточности»;
- наказывают или укоряют за выражение «неприемлемых» чувств;
- насмехаются, относятся к детским мыслям и чувствам как к малоценным и не очень важным;
- пытаются контролировать ребенка при помощи чувств стыда и вины;
- чересчур опекают его или ее, затрудняя нормальное обучение и развитие уверенности в себе;
- растят ребенка вовсе без правил, т. е. без поддерживающей структуры, или правила противоречивы, загадочны, не подлежат обсуждению, угнетающи, в любом случае — тормозящие нормальный рост;
- отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в своем здравомыслии;
- представляют очевидные факты как нереальные вопреки рациональности ребенка;
- терроризируют ребенка физическим насилием или его угрозой;
- превращают ребенка в сексуальный объект;
- утверждают, что ребенок плох, недостоин, грешен по природе своей.
- Лицо, манера разговора и движения отражают удовольствие, получаемое от самой жизни.
- Легко, прямо и честно говорит о достоинствах и недостатках (дружеское отношение к фактам).
- Испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражения приязни, одобрения и т. п.
- Открыт для критики и признает свои ошибки, поскольку самооценка не привязана к образу «совершенства».
- Слова и движения обладают качествами легкости и спонтанности (отсутствует борьба с самим собой).
- Существует гармоничная связь между тем, что человек говорит и делает и тем, как он выглядит, звучит и движется.
- Наблюдается принцип открытости и любопытства по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.
- Чувства тревоги и небезопасности (если есть) менее ошеломляющи, поскольку их принятие, управление ими и проживание редко воспринимаются как нечто, невообразимо трудное.
- Налицо способность наслаждаться юмористическими аспектами жизни — своей и других.
- В реакциях на ситуации и задачи присутствует гибкость, проявляемая в духе изобретательности и даже игривости, поскольку существует доверие к себе, а жизнь не рассматривается как игрушка рока.
- Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом.
- Есть способность сохранять гармоничность и достоинство в условиях стресса.
- Глаза живые и яркие.
- Расслабленное лицо, естественный цвет и хорошая кожа (при отсутствии болезни).
- Естественное положение подбородка — в «созвучии» со всем телом.
- Мышцы нижней челюсти расслаблены.
- Плечи держатся прямо, но расслаблены.
- Кисти рук расслаблены и спокойны.
- Руки также спокойны и расслаблены.
- Поза хорошо сбалансирована, спина прямая и расслабленная.
- Походка имеет качество целеустремленности (без агрессивности и властности).
- Интенсивность голоса соответствует ситуации, произношение ясное.
1. Уверенность в своей способности думать и справляться с жизненными задачами.
Самооценка складывается из двух взаимозависимых аспектов:
Самоэффективность (ощущение личной эффективности).
Уверенность в функционировании собственной психики, в способности мыслить, в процессах, посредством которых я сужу, выбираю, решаю; уверенность в способности понимать факты реальности, входящие в сферу моих интересов и потребностей; когнитивная уверенность в себе.
Самоуважение (ощущение личного достоинства).
Уверенность в своей ценности; позитивный (утвердительный) принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость — мое неотъемлемое право.
Наконец, формальное определение — самооценка есть склонность переживать себя как способного справиться с жизненными задачами и как заслуживающего счастья.
Почему нам нужна самооценка?
Необходимость самооценки основывается на двух фактах.
Первый — наше выживание и овладение окружающей средой зависит от оптимального использования сознания.
Второй — в оптимизации мыслительной деятельности ключевым является вопрос выбора — т. е. личной ответственности.
Хотя мышление существенно для успеха в жизни, мы не запрограммированы мыслить автоматически — у нас есть выбор: думать или не думать, действовать рационально или иррационально. Отсюда и нужда в самооценке — необходимость знать, что мы функционируем в соответствии с требованиями жизни.
Проявления здоровой самооценки:
Бранден отмечает и физические корреляты здоровой самооценки:
Заметьте качество расслабленности в противоположность хроническому напряжению, говорящему о наличии некоего внутреннего конфликта, расщепленности, самоизбегания.
Закончите предложение
Упражнение «закончите предложение» - обманчиво простой и в то же время мощный уникальный инструмент для повышения понимания себя, своей самооценки и личной эффективности. Оно заждется на том, что все мы обладаем гораздо большим знанием, чем сами осознаем — больше мудрости, чем мы используем, больше потенциала, чем обычно проявляется в нашем поведении.
Окончание предложения — инструмент для активации и доступа к «дремлющей» части нас.
Это упражнение можно использовать во многих случаях. Натаниэль предлагает способ, который работает у него.
Смысл процедуры: записать незаконченное предложение, а потом дать нескольков вариантов его окончания (минимум 6). Единственное условие, окончание должно быть грамматическим продолжением его начала.
Для большей эффективности упражнения записывайте ответы в быстром темпе, не давайте себе время на обдумывания и паузы.
И не забудьте сохранить ваши записи, чтобы позже к ним можно было вернуться.
Итак, приступим:
Утром, прежде чем заняться повседневными делами сядьте и запишите предложение:
Жить осознанно для меня значит….
Без раздумий запишите как можно больше окончаний данного предложения (минимум 6). У вас всего пара минут.
Затем переходите к следующей фразе:
Если бы я был сегодня всего на 5% осознаннее в моих действиях, …
Если бы сегодня я обратил больше внимания на то, как я лажу с людьми, …
Если бы сегодня я направил на 5% больше внимания ценным для меня отношениям, …
Если бы я сегодня всего на 5 % …. (вставьте то, что вас беспокоит на данный момент, будь то отношения с кем-либо, препятствия на работе и т.д.)
Когда закончите, отложите ваши записи и занимайтесь привычными делами.
Вечером перед сном напишите еще по 6-10 окончаний к следующим фразам:
Когда я думаю, как бы я себя чувствовал, если бы жил более осознанно…
Когда я думаю о том, что происходит, если я на 5% более осознанен в моих действиях…
Когда я думаю о том, что происходит, если я на 5% более осознанен в самых значимых для меня отношениях…
Когда я думаю о том, что происходит, если я на 5% более осознанен в (подставляете, что вам нужно) …
Выполняйте это упражнение каждый день с понедельника по пятницу на протяжение нескольких недель.
Не читайте, что писали до этого. Безусловно, вы будете повторяться. Но появятся и новые ответы.
На выходных перечитайте все написанное вами и закончите такое предложение:
Если все, чтоя написала на этой неделе верно, тогда было бы здоврово, если я…
Смысл подобной работы в том, чтобы освободить ум от ожиданий того, что произойдет или «должно» произойти.
Выполните упражнение, займитесь своими делами и обратите внимание на различие в том, что вы чувствуете или как действуете. Вы заметите, что в действие вступили силы, благодаря которым вы не можете избежать осознанного действия.
На выполнение упражнения требуется всего 10 минут. Если у вас уйдет больше времени, значит, вы «думаете» слишком долго.
Статья Алены Старовойтовой: http://kluchimasterstva.ru/samootsenki-ne-mozhet-byit-slishkom-mnogo
Комментариев нет:
Отправить комментарий